Фирсова Наталья Петровна
, Соискатель кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности, Сибирский государственный технологический университет, sultanis@yandex.ru, Красноярск
 Завалихина Руслана Султановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, zarusla@list.ru, Красноярск
 
  
        ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
    
  Аннотация: 
В статье рассматриваются проблема реализации гуманитарных технологий - развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина и школы диалога культур в контексте развития субъектности учащихся в образовательном процессе. Обозначены особенности данных технологий (опора на собственную поисковую активность; использование наиболее эффективных приемов развития мышления) и принципы их реализации (поиска; постановки учебной задачи; содержательного обобщения; движения от общего к частному; соответствия содержания и формы; моделирования; переноса;  формирования «человека культуры»; диалогичности; целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало; позиционности), которые позволяют школьнику реализоваться как субъекту обучения.
   Ключевые слова: 
гуманитарные технологии, развивающее обучение, школа диалога культур, субъектность учащегося, принципы поиска, постановки учебной задачи, содержательного обобщения, формирование «Человека культуры», диалогичность
     Библиографический список: 
1.	Бахтин М. М. К философии поступка /  М. М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : Ежегодник. 1984-1985. – М. : Наука, 1986. – С. 80–160.
2.	Берлянд  И. Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур  //  Дискурс. – 1997. –  № 3-4. –  С. 117–142.
3.	Библер  В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы. – Кемерово, 1993. – С. 9–106.
4.	 Волков А. Е. Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях // Совет ректоров. – 2008. – № 9. – С. 11–20.
5.	 Давыдов  В. В. Теория развивающего обучения. – М. : ИНТОР, 1996. – 544 с.
6.	Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М. : Просвещение,1989. – 127 с.
7.	Потапова Е. В. Психологическое сопровождение личности в особых условиях жизнедеятельности как гуманитарная проблема // Сибирский педагогический журнал. – 2009. –  №12 –  С. 342–349
8.	Репкин В. В. Строение учебной деятельности  // Вестник Харьковского университета – 1976. –  № 132. – Сер. психол., вып. 9. –  С. 10– 15.
9.	Юшков А. Н. Урок-диалог и проблема взаимопонимания между младшими школьниками  // В поисках нового содержания образования.- Красноярск : КГУ, 1993. –  С. 104–110.