УДК: 
37.013
Шакурова Марина Викторовна
Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный педагогический университет", shakurova@mail.ru, Воронеж

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (№5-2015)

Аннотация: 
В статье определяется необходимость формирования научно-обоснованной, продуктивной подготовки педагогов к формированию социокультурной идентичности школьников. Констатируется современное положение в высшем педагогическом образовании, для которого характерно несистемное, фрагментарное и сугубо теоретическое освоение отдельных выводов идентики. Теоретические выводы иллюстрируются результатами экспериментального исследования с использованием методов ассоциации и синквейна. Обращается внимание на необходимость построения продуктивной практики интенсивного типа, предлагаются отдельные ее характеристики. Конкретизируются такие принципиальные положения, как учет сущности педагогической интерпретации актуального знания об идентичности, опора на обыденные представления студентов об идентичности.
Ключевые слова: 
профессиональная педагогическая подготовка, социокультурная идентичность, педагогическая проблематизация идентичности, обыденные представления об идентичности.
Библиографический список: 

1. Баксанский О. Е. Современные когнитивные репрезентации о мире // Философия науки. Вып. 8: Синергетика человеческой реальности. – М.: ИФ РАН, 2002. – С. 278–301.
2. Голикова С. Н.Развитие гражданской идентичности педагогов в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск: Омский государственный педагогический университет, 2012. – 24 с.
3. Махинин А. Н. Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников во внеучебной деятельности образовательной организации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2014. – 26 с.
4. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания. – М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011. – 200 с.
5. Найдыш О. В. Обыденное сознание и мифотворчество: дис. … канд. филос. наук. – М.: Российский университет дружбы народов, 2011. – 192 с.
6. Пукшанский Б. Я. Обыденное знание: природа, функции, место в познании: автореф. дис. … док.философ. наук. – Л.: ЛГУ, 1989. – 32 с.
7. Филиппова В. П., Хаматнурова Е. Н. Обыденное сознание: единообразие трактовок и соотношение с сопряженными терминами // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5 [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/111-10414 (дата обращения: 06.06.2015).
8. Чугаева И. Г. Художественная коммуникация как средство формирования личностной идентичности старшеклассников на уроках мировой художественной культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. – 24 с.
9. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников :автореф. дис. … докт. пед. наук. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 46 с.
10. Baumesister R. F., MuravenM.Identity as adaptation to social, cultural, and historical context //Journal of Adolescence. – 1996. –№19. –P. 405–416.
11. Cervone D., CaldwelT. L,OromH. Beyond Person and Situation Effects: Intraindividual Personality Architecture and Its Implications for the Study of Personality and Social Behavior Intraindividual//Personality and social behavior Personality and social behavior / Ed. by Frederick Rhodewalt. – New York, London:Taylor & Francis Group, 2008. – P. 9–48.
12. Christopher J. C.,BickhardM. H.Culture, Self and Identity: Interactivist Contributions to a Metatheory for Culture & Psychology[Электронныйресурс]. –URL: http://lepo.it.da.ut.ee/~cect/teoreetilised%20seminarid_2009%20s%C3%BCgi... (датаобращения: 02.08.2015).