УДК: 
37.032
Рассказова Ирина Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет, irnikras@rambler.ru, г.Омск
Симанина Анастасия Ильинична
, Аспирант кафедры психологии образования, Институт педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, moon_nastia@mail.ru, Москва

ИДЕАЛЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОДЕРЖАНИИ ИХ ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ (№5-2015)

Аннотация: 
В статье рассматривается актуальная для современной России проблема гражданского мировосприятия молодежи, влияющего на особенности ее восприятия страны, отношение к ней, а также на ее активность, поведение. В содержании гражданского мировосприятия важным является изучение идеалов – образцов, влияющих на деятельность и гражданскую позицию личности. Особую значимость имеет изучение идеалов будущих педагогов, которые в будущей профессиональной педагогической деятельности будут оказывать влияние на формирование отношения детей к своей стране, участвовать в гражданском, нравственном воспитании. Эмпирическое исследование идеалов студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», было проведено в ОмГПУ (г. Омск). В качестве основных результатов исследования было выявлено следующее: более половины опрошенных не имеют идеала, т. е. достойного образца, поведению которого хотелось бы следовать; среди называемых идеалами личностей отмечается большое разнообразие известных людей, преимущественно зарубежных и отечественных актеров и певцов; чаще всего в качестве идеалов упоминались «мама» и «В. В. Путин».
Ключевые слова: 
гражданское мировосприятие, идеал, кризис общества, отношение к стране, образовательные стандарты, педагогический университет, Россия, студенты.
Библиографический список: 

1. Воловикова М. И. Личность в пространстве современного мира: духовно-нравственные проблемы // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. – С. 42–59.
2. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции. – СПб.: НИЦ АРТ, 2015. – С. 282–285.
3. Егоров И. В., Наумова Д. В., Симанина А. И. Гражданское мировосприятие личности: постановка проблемы в координатах личностной зрелости и просоциальной активности // Педагогика и психология: диалог о воспитании (к 45-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО НГПУ): материалы VII Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 2–4 декабря 2014 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 6–19.
4. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 151 с.
5. Наумова Д. В., Егоров И. В. Исследование проблемы гражданской идентичности и этничности личности // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: сборник научных статей. – СПб.: ООО НИЦ АРТ, 2014. – С. 37–49.
6. Сочивко Д. В., Полянин Н. А. Молодёжь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. – М.: МПСИ, 2009. – 194 с.
7. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
8. Шнейдер Л. Б. Трагические события и молодежная аудитория: восприятие, отношение и гендерная специфика // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – 2014. – Вып. 3 (32). – С. 120–131.
9. Tuan Yi-Fu Perceptual and cultural geography // Annals of the Association of American Geographers. – 2003. – Vol. 93, № 4. – P. 878–881.
10. Fabian J. Memory against Culture. – Durham and London, USA/UK: Duce Univ. Press, 2007. – 208 p.