УДК: 
37.0+373.3/.5
Скрыпникова Екатерина Михайловна
Без ученой степени, Ассистент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, katrine13@mail.ru, Новосибирск

УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: 
В статье обосновывается актуальность потенциала практики участия детей в принятии решений для реализации миссии дополнительного образования. Проблема неоднозначности понимания феномена участия детей в принятии решений влияет на качество его реализации в различных социальных практиках (школа, дополнительное образование, детские общественные организации). В связи с этим автор представляет анализ зарубежных исследований участия детей и молодежи в принятии решений,раскрывающий педагогический потенциал данного процесса и его возможности в обеспечении развития дополнительного образования детей. Представлены различные трактовки участия, рассмотрен воспитательный потенциал дополнительного образования. Автор выделяет сложившиеся направления исследования участия: вовлечение детей в участие, оценка участия детей; виды, этапы участия детей в принятии решений.
Ключевые слова: 
гражданская активность, гражданская идентичность, дополнительное образование детей, саморазвитие, самовоспитание, участие детей в принятии решений
Библиографический список: 

1. Голованов В.П. Проблемы самоорганизация детей и взрослых в пространстве дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – Т. 20. – № 2. – С. 126–131.
2. Дейч Б. А. Социально-педагогическая направленность дополнительного образования детей // Социальная педагогика в социальных практиках: материалы Международного симпозиума «Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы» (г. Вильнюс, 27–28 марта 2014 г.) / под ред. А.В. Мудрика, Т. Т. Щелиной; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – С. 59–64.
3. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф. Познание организованной активности детей в социуме // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14. – 197–203.
4. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций – Конвенции и соглашения. – 2011. –URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 21.12.2016).
5. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429 (дата обращения: 21.12.2016).
6. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. – 2016. – № 1. – С. 168–190.
7. Лаврентьева О.А.Структурно-функциональнаямодельформированиясоциальнойответственностиподростков // Functions of upbringing and education in conditions of the accelerated socialization of the personality in the modern society. International Academy of Science and Higher Education. – London: IASHE, 2015. – P. 58–62.
8. Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в муниципальных образованиях / под ред. И. Е. Калабихиной. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2014. – 114 с.
9. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://msr.nso.ru/family/Pages/strategy_deti.aspx (дата обращения: 21.12.2016).
10. О дополнительном образовании[Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации // Федеральный экспертный канал. – 2013. – URL: https://ubo.ru/normative/1/ (дата обращения: 21.12.2016).
11. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху// Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4:Педагогика. Психология. – 2009. – № 3(14). – С. 17–26.
12. Скрыпникова Е. М. Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 50–53.
13. Black B., Walsh L., Taylor F. Young people on the margins: What works in youth participation. – Youth Studies Australia, 2011. – 102 c.
14. Burns J., Phillippa C., Blanchard M. Preventing youth disengagement and promoting engagement. Australian Research Alliance for Children & Youth, 2008. – 88 c.
15. Demonstrating outcomes [Электронныйресурс] // Youth Affairs Council of Victoria, 2013. – URL: http://yerp.yacvic.org.au/build-evidence/involve-young-people/demonstrat... (датаобращения: 21.12.2016).
16. Lansdown G. Promoting children’s participation in democratic decision-making. – Florence, Italy: Innocenti Research Centre, 2001. – 53 c.
17. National strategy on children and young people’s participation in decision-making 2015–2020. – Dublin: Department of Children and Youth Affairs, 2015. – 76 c.
18. Powers J. L., Tiffany J. S. Engaging Youth in Participatory Research and Evaluation // Journal of Public Health Management Practice. – 2006. – № 12 – C. 79–87.