УДК: 
37.0+378
Ибляминова Марьям Рашидовна
, Соискатель кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, mary4613@mail.ru, Саратов

Педагогическая поддержка учащихся в процессе проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий

Аннотация: 
В статье рассматривается понятие «педагогическая поддержка» как особая форма педагогической деятельности в проектировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся. Дано авторское определение ее сущности. В исследовании установлено, что условия активизации процесса педагогической поддержки влияют на становление ценностной основы самосознания, саморазвития, самоопределения личности. Выявлено, что основное условие поддержки является «протежирование» в ходе продвижения по траектории. Поскольку функциональные обязанности педагога осуществляются по запросу обучающегося, то понимание приобретения своего собственного опыта способствует его личностному росту. Уделено внимание барьерам и факторам, препятствующим активному взаимодействию обучающегося и педагога и противодействующим всему образовательно-воспитательному процессу.
Ключевые слова: 
педагогическая поддержка, индивидуальная образовательная траектория, самосознание, саморазвитие, самоопределение.
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2008. – Т. 1, № 1-2. – С. 74–78.
2. Гомбоева И. С. Аксиологический аспект педагогической поддержки в контексте отношения «Челвек – Мир» // Научный диалог. – 2015. – № 10 (46). – С. 24–40.
3. Крылова Н. Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 34–42.
4. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 92–103.
5. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001. – 208 с.
6. Crookes P. A., Bradshaw P. L. Developing scholarship in nursing – steps within a strategy // Journal of Nursing Management. – 2002. – № 3. – P. 177–181.
7. Kozulin A. Dynamic assessment in search of its identity // The Cambridge handbook of cultural-historical psychology. – Cambridge University Press, 2014. – P. 126–147.