УДК: 
378
Бурмистрова Марина Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, mnburmistrova@ramble.ru, Саратов

Социальные практики как ресурс профессиональной подготовки педагогов

Аннотация: 
В статье рассматриваются пути совершенствования профессиональной подготовки педагогов через развитие образовательной среды вуза посредством включения студентов в различные социальные практики. Раскрывая такие формы социальных практик, как добровольческие акции, социальное проектирование, интернет-практики, конкурсы и другие, автор обосновывает их роль в становлении будущего учителя с осознанной педагогической позицией и готовностью к активной деятельности в педагогическом сообществе. Представляются результаты анализа опыта подготовки педагогов в вузе, показывающие, что социальные практики как компонента образовательной среды выполняют особую роль, поскольку помогают будущим педагогам расширить представление о педагогическом пространстве, обеспечивают актуализацию его профессионального потенциала, творческую самореализацию и развитие, помогают приобрести профессионально значимый социальный опыт и опыт педагогической детальности. В статье выявлены дидактические, развивающие, воспитательные, диагностические возможности социальных практик в профессионально-педагогической подготовке студентов.
Ключевые слова: 
социальные практики, профессиональная подготовка, образовательная среда, опыт педагогической деятельности, профессиональные пробы
Библиографический список: 

1. Александрова Е. А. Методология культурных практик самостоятельной работы // Организация самостоятельной работы студентов: коллективная монография. – Саратов, 2015. – С. 6–32.
2. Бурмистрова М. Н. Воспитание ценностно-смыслового отношения к педагогической профессии у студентов как задача высшего образования // Психология обучения. – 2014. – № 11. – С. 16–30.
3. Бурмистрова М. Н., Кабанова М. И. В профессию шаг за шагом // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2013. – № 2. – С. 48–50.
4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
5. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.
7. Решетников О. В. Корпоративное добровольчество: научно-методическое пособие. – М.: Проспект, 2010. – 172 с.
8. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовности к организации воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Новый учебник, 2003. – 176 с.
9. Шамионов Р. М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. – 2013. – 6 (27). – С. 3–8.
10. Щедровицкий П. Г. Педагогика свободы [Электронный ресурс]. – URL: http://www. ruliene.bsu.ru› wp-content/uploads/svoboda1.pdf. (дата обращения: 10.10.2016).
11. Higgs J. Practice-based education pedagogy: Situated, capability-development, relationship practice(s) // Practice-Based Education Perspectives and Strategies [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sensepublishers.com/media/1432-practice-based-education.pdf (дата обращения: 10.10.2016).