УДК: 
159.922.8+159.97+316.3/.4
Яковлева Мария Григорьевна
, Аспирант, Московский педагогический государственный университет, petrinamg@mail.ru, Москва

Особенности юношеского возраста, опосредующие уход молодых людей в деструктивные секты

Аннотация: 
Социально-педагогическая виктимология рассматривает возраст как некий антропологический контекст, в рамках которого личность может столкнуться с различными опасностями, угрожающими ее развитию и целостности. В статье рассматриваются особенности юношеского возраста, предрасполагающие молодых людей к уходу в контркультурные организации, в частности – секты деструктивной направленности. Актуальность обращения к данной проблеме объясняется заинтересованностью лидеров контркультурных организаций в вербовке, в первую очередь, молодых, дееспособных лиц. Поскольку западные ученые столкнулись с проблемой деструктивного сектантства хронологически раньше, нашей целью стал анализ основных зарубежных исследований, в первую очередь американских и канадских психологов и педагогов, посвященных причинам ухода молодежи в одиозные культы. Возрастные особенности, такие как страх отвержения со стороны сверстников, растущая сексуальность, проблемный характер взаимоотношений со взрослым миром, юношеский максимализм, активное формирование мировоззрения, симпатия к альтернативной религиозности не являются строгим условием ухода молодых людей в деструктивные секты, однако рассматриваемые характеристики позволяют по-новому взглянуть на данный период онтогенеза как один из наиболее уязвимых с точки зрения формирования девиаций религиозной жизни.
Ключевые слова: 
социализация, контркультурная организация, диссоциальное воспитание, деструктивная секта, юношеский возраст
Библиографический список: 

1. Мудрик А. В. Социализация человека. – 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 624 с.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
3. Beit-Hallahmi B., Argyle M. The psychology of religious behavior, belief and experience. – London, NY: Routledge, 1997. – 336 p.
4. Blimling G. S. The Involvement of College Students in Totalistic Groups: Causes, Concerns, Legal Issues, and Policy Considerations // Cults on Campus: Continuing Challenge / Edited by Marcia R. Rudin – American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1996. – P. 21–38.
5. Levine A. When dreams and heroes died: а portrait of today's college student. San Francisco: Jossey-Bass, 1980. – 157 p.
6. Levine S. Radical Departures: Desperate Detours to Growing Up. – NY: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. – 216 p.
7. Ndirangu J. M. Youth in Danger: A Handbook for Teachers, Students, Parents, Pastors and Community Workers. – Nairobi: Uzima Press, 2000.
8. Rudin M. Women, Elderly, and Children in Religious Cults // Cultic Studies Journal: A Journal on Cults and Manipulative Techniques of Social Influence. – 1984. – Vol. 1, no. 1. – P. 7–19.
9. Singer M. T. Cults in our midst. The continuing fight against their hidden menace. – Jossey-Bass, 2003. – 368 p.
10. Ullman С. Cognitive and emotional antecedents of religious conversion. // Journal of Personality and Social Psychology. – 1982. – Vol. 43(1). – P. 183–192.
11. Zimbardo P. G. The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil. – NY: Random House Trade Paperbacks, 2008. – 576 p.