УДК: 
37.01(470.57)
Шарапова Эльвина Анасовна
, Аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, stf0804@mail.ru, Уфа

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ БАШКОРТОСТАНЕ

Аннотация: 
В статье обосновывается положение о том, что внешкольное и дополнительное образование должно тесно взаимодействовать и сотрудничать со школьным образованием. Автором представлены теоретические основы становления и развития внешкольного и дополнительного образования в дореволюционном периоде, где наблюдался подъем гуманистической мысли, переоценивались нравственные ориентиры, осознавалось значимость личности. Рассмотрены особенности внешкольного образования в Башкортостане в конце XIX - начале XX вв., показаны объективные факторы его развития. Проанализированы и обобщены концепции педагогов-ученых по проблеме внешкольного образования, в частности, по вопросу библиотечного дела, народных чтений, школ для взрослых, музеев и мн. др.
Ключевые слова: 
внешкольное и дополнительное образование, дореволюционный период становления внешкольного и дополнительного образования
Библиографический список: 

1. Азаматова Г. Б. Уфимское земство (1874-1917 гг.) социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. – Уфа: Гилем, 2005. – 239 с.
2. Аминов Т. М. Место внешкольного образования в просвещении народов дореволюционного Башкортостана / Материалы научно-практической конференции: «Просветительство в Башкортостане традиции, современность, перспективы». – Уфа: Общество «Знание» РБ, 2004. – 144 с.
3. Аминов Т. М. Новая концепция историко-педагогического исследования // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 11. – С. 445– 450.
4. Аминов Т. М. Теоретические и методологические основы историко-педагогического исследования // Педагогический журнал Башкортостана. – 2007. – №2 (9). – С. 42– 62.
5. Гильмиянова Р. А. История библиотек Башкортостана: XVIII век – 1917 год (По материалам Оренбургской и Уфимской губерний): автореф. дис. канд. ист. наук. – Новосибирск: [б. и.], 2003. – 22 с.
6. ДЕЙЧ Б. А. Внешкольная работа с детьми: переход от воспитательной к образовательно-воспитательной модели //Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №6. – С. 229–223.
7. Крапчатов И. А. Методы культурно-просветительской и агитационной работы в народе. – Уфа: Издание Уфимского Губернского Агитационного Культурно-просветительского отдела при Ком. Член. Учред. Собр., 1918. – 70 с.
8. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе //Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №2. – С. 26–32.