КРИТИКА. БИБЛИОГРАФИЯ ПОСОБИЕ, ПОБУЖДАЮЩЕЕ К РАЗМЫШЛЕНИЮ (№3-2015)

6 Июл 2015

Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя : в 4 ч. / Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кеспиков, Н. Ю. Андреева, О. А. Ильясова, В. В. Кудинов, А. А. Севрюкова, Е. А. Селиванова ; ГБОУ ДПО Челяб. ин-т переп. и повыш. квалиф. раб. образ. – М. : Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2012.

Ч. 1. – 336 с. ISBN 978-5691-02016-2.

Ч. 2. 328 с. ISBN 978-5691-01871-8.

Ч. 3. – 328 с. ISBN 978-5691-01905-0.

Ч. 4. – 320 с. ISBN 978-5691-02073-5.

 

Обучать современного учителя становится все труднее. Содержание образования под натиском постоянных концептуальных реформ в последние годы пересматривалось не раз, хотя и не всегда глубоко и удачно.

Но если на исконный вопрос, чему учить педагогических работников общеобразовательных организаций, наука так или иначе отвечает, то гораздо труднее ей ответить на другой традиционный вопрос: как учить? Нынешнее состояние педагогической науки, методики в особенности, к сожалению, оставляет желать много лучшего. И на наш взгляд, главная причина тому – господствующий в ней эмпиризм. Именно поэтому любые книги, в которых рассматриваются пути поиска идей вариативности целей, содержания и способов организации образовательного процесса, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающегося, востребованы и моментально исчезают с прилавков магазинов.

Так случилось и с рецензируемым учебным пособием большого авторского коллектива ученых ЧИПиПКРО «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя», которое знакомит читателя с тем, как на основе выводов психолого-педагогической науки реализуются образовательные технологии в реальной практике школьного обучения.

Как показывает практика, многие педагоги работают конъюктурно, составляя рабочие программы, отчеты, заполняя журналы, не задумываясь об истинных смыслах своей деятельности. Авторы пособия посчитали целесообразным посвятить свой труд раскрытию ресурсных возможностей педагогики и психологии для поддержки учителя в процессе достижения им современного качества образования. Коллеги, имеющие за плечами не один год работы в системе повышения квалификации педагогических кадров Челябинской области, исходили не только из теоретических и научных представлений, но и из собственного практического опыта педагогической деятельности.

Все четыре части пособия содержат явно выраженную авторскую позицию, касающуюся усиления интеграции между научной теорией и образовательной практикой. Авторы проделали значительную работу в процессе воплощения своего замысла, совершив уверенное движение от актуальных теорий и концепций педагогики и психологии, обратившись затем к их применению в конкретных образовательных ситуациях.

Одно из важных достоинств пособия – четко выраженная практическая направленность, основанная на последних данных, полученных в ходе психолого-педагогических изысканий. И это достигается, на наш взгляд, не только вычленением конкретных методов и приемов для реализации тех или иных учебно-воспитательных задач, но и иллюстрациями из школьной практики. Авторы выделяют внешний и внутренний порядок во время урока и при этом правильно подчеркивают, что необходимость разделения урока на четкие временные отрезки – этапы – отнюдь не означает произвольного распределения времени. Более того, как отмечают  авторы пособия, учителям стоит подумать о поиске наиболее благоприятного ритма смены напряжения и отдыха учащегося. Это возможно, в частности, с помощью планирования этапов, предполагающих различные требования к умственной деятельности учителя, смены устных и письменных работ, индивидуальной и групповой работы, путем перехода от деятельности, требующей высшего умственного напряжения, к механической. Эти рекомендации особенно важны для слушателей курсов повышения квалификации. Стоит сказать, что в работе прослеживается личность самих авторов, обладающих исследовательским чутьем и практическими навыками. Каждая страница научно обоснована, каждый пример – реальная педагогическая ситуация, а не просто ссылка на изученный предмет, параграф, тему. Следует также отметить, что в арсенале средств и методов организации рабочей атмосферы на уроке не забыты и регулярные упражнения, которые, по убеждению авторов, особенно хорошо влияют на «дидактический климат» в условиях персонифицированного обучения.

Четкость, логичность изложения, убедительность рекомендаций подкрепляются еще и умением авторов ненавязчиво подводить итоги сказанному, делать выводы в форме конкретных советов педагогу. Нельзя не отметить и чуткость авторов к тем проблемам учебной работы на уроке, которые остро волнуют сейчас каждого педагога. Диспут! Спор! Какая это прекрасная школа воспитания и профилактики конфликтов между субъектами образовательного процесса! Как просятся сегодня эти формы на наши уроки в качестве постоянного дидактического средства.

В последние годы в педагогике и психологии возрос интерес к изучению природы процесса творчества, получены интересные данные в этой области и есть хорошие перспективы дальнейших исследований. Именно поэтому возникает необходимость исследовать с новых позиций возможности сближения и связи продуктивных и репродуктивных методов. По отношению к методам обучения не должны применяться слова «плохой», «хороший», «активный» и т. п. Методы могут быть только соответствующими или несоответствующими целям обучения. Поэтому преимуществ друг перед другом у методов обучения нет и быть не может.

В рецензируемом пособии множество конкретных примеров, фрагментов уроков, сопровождающихся анализом различных учебных ситуаций. Они служат не только доказательством мыслей авторов и иллюстрациями, облегчающими понимание этих мыслей, но они и самоценны. Эта педагогическая конкретность, вне всякого сомнения, является отличительной положительной чертой данной работы. Учитель редко сталкивается в педагогической литературе с материалами, раскрывающими сам процесс достижения конкретных результатов деятельности, т. к. в научной практике их принято переводить в приложения. 

Развивая логику использования образовательных технологий в учебном процессе, авторы не забывают и о таких существенных моментах, как отслеживание результативности их применения, установление связей между их использованием и достижением учащихся. Большинство педагогов недооценивают роль психолого-педагогической диагностики и методов математической статистики для формулирования объективных выводов о качестве собственной работы. Авторы же пособия активно демонстрируют, что сегодня такая исследовательская компетентность должна стать неотъемлемой частью деятельности прогрессивного педагога.

Коллектив учебного пособия изучает и процесс реализации воспитывающей функции обучения. Этот вопрос,  как показывает социальная среда, сегодня более насущен, чем когда бы то ни было. Мы долгое время придерживались положения: обучаем – значит воспитываем. Действительно, любое обучение так или иначе воспитывает. Но как? Случайно? Стихийно? Да и факторы, которые выделялись в качестве несущих в себе воспитательные возможности, всегда присутствовали на любом уроке: содержание учебного материала, личность педагога, его отношение к своему предмету, к своей работе, окружение, совместная классная, а значит и коллективная деятельность, и многое другое. Все это в какой-то мере вводило исследователей процесса воспитания в заблуждение. Целенаправленное воспитание отсутствовало, как, впрочем, отсутствует и теперь. Только выделение в содержании образования отдельного особого компонента, связанного с формированием воспитанности, с формированием эмоционально-оценочных отношений обучающихся к себе, окружающим, времени, истине, природе, нравственности, процессу познания, с умениями реализовывать эти отношения в повседневной жизни, позволило получить ключ к пониманию ошибочности исходной позиции, связанной с тем, что якобы хорошо осуществляемое обучение обязательно и хорошо воспитывает.

Анализируя атрибуты воспитательной деятельности в современной школе, авторы пособия верно отмечают, что целенаправленно воспитывать будет только такое обучение, которое специально ориентировано на передачу этого компонента. И здесь есть свои сложности. Обучению часто сопутствует условность, то есть оно не только допускает, но и предполагает значительную долю условности во всех видах отношений, возникающих в ходе его осуществления. Так, условны отношения учащихся с учебным материалом, который всегда адаптируется в приблизительном соответствии с их познавательными возможностями, отдельные учебные конструкции могут быть так далеки от давших им жизнь явлений реального мира или процессов их научного познания, что даже специалисты не всегда могут установить их прямую связь.

Воспитание никогда не может оказаться условным, оно всегда либо естественно, либо его вовсе нет. Воспитательному воздействию противопоказана искусственность в любом виде, поэтому обучение и не может никогда решить всех задач воспитания, но и те из них, которые решаются в ходе обучения, достигаются не благодаря, а вопреки условностям. Именно организационные формы обучения располагают такими возможностями. Таким образом, сейчас должен быть достаточно четко поставлен вопрос о такой организации учебного процесса, когда воспитание учащихся осуществлялось бы не путем возможных внешних увязок с обучением, а благодаря определенной перестройке самого учебного процесса, так чтобы учащиеся в процессе учебной деятельности приобретали не только знания, но и общественно ценный опыт нравственного отношения к окружающим.

Важным является и взгляд авторов пособия на вопрос одаренности детей, который заключается в том, что учителю необходимо уметь эффективно выстраивать взаимоотношения с такими детьми, создавать оптимальные условия для развития различных видов одаренности, а также их творческого и интеллектуального потенциала. В пособии представлены комплекс диагностик, позволяющих выявлять различные виды способностей детей, рекомендации для педагогов по мотивации, поддержке и сопровождению данной категории обучающихся.

В целом данное пособие может быть успешно использовано в системе повышения квалификации педагогических работников. В процессе его написания авторы учитывали основные особенности работы со взрослыми обучающимися и отразили это в отборе содержания. К каждому параграфу имеется четко выстроенная система вопросов для самоконтроля и практико-ориентированные задания для самостоятельного выполнения. Эти задания еще раз наводят на мысль о том, как многопланова и разнообразна сегодня работа учителя.

В ограниченной по объему рецензии трудно охарактеризовать книгу с желаемой полнотой, еще труднее обсудить все возникающие при прочтении нерешенные проблемы. Это, по-нашему мнению, как раз один из самых верных признаков высокого качества рекомендуемой читателю работы. Книга, не вызывающая раздумий у читателя, – типографский мотылек: ее прочтут и забудут, потому что в ней все ясно и ничего не надо переосмысливать. Учебное пособие заставляет думать, переоценивать императивность значимости образовательных технологий, разбираться в их стимулирующей и содержательной основе, возбуждает желание самому подробно изучить те или иные вопросы.

С позиции структуры в пособии все логично, последовательно. С позиции содержания – много полезной для педагога информации. Хотелось бы сделать одно замечание: не все рекомендации достаточно обоснованы и доказательны, слишком много введено терминов однотипного содержания.

К несомненным достоинствам учебного пособия относится его практическая направленность, широкие обучающие и воспитывающие возможности. В работе с достаточной полнотой отражены сегодняшние достижения теории и практики в психолого-педагогическом обеспечении профессиональной деятельности учителя. Считаем, что именно эти вопросы, прежде всего, заинтересуют слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров.

 

 

А. Я. Найн,

Заслуженный деятель науки РФ, профессор,

г. Челябинск