МЕТОДИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

28 Апр 2014

6 – 7 февраля 2014 года в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая наука и современное образование». В ней приняли участие ученые из Санкт-Петербурга, Архангельска, Пензы, Владивостока, Ставрополя, Новосибирска, Перми, Петрозаводска, Ярославля, Нижнего Новгорода и других городов. Собрал на своей научной дискуссионной площадке исследователей от Дальневосточного федерального университета до Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова один из старейших и академически значимых коллективов нашей страны – кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

Конференция была посвящена обсуждению результатов самых передовых исследований в сфере педагогики, обмену опытом между преподавателями, формированию и открытию новых направлений научно-педагогических изысканий. Основной ее целью было обсуждение методологических ориентиров современных педагогических исследований и определению в данном контексте проблем и перспектив образования магистрантов.

Гостей Герценовского университета, участников конференции приветствовали: проректор по учебной работе, доктор философских наук, профессор В.А. Рабош, декан психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, профессор В.В. Семикин, заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук, профессор С.А. Писарева, директор НИИ общего образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор А.П. Тряпицына, директор НИИ непрерывного педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор Е.В. Пискунова, главный редактор научного электронного журнала «Письма в Эмиссию. Оффлайн», доктор педагогических наук, профессор А.А. Ахаян.

В своих выступлениях они подчеркнули актуальность конференции в связи с активным обсуждением Концепции педагогического образования, признали важность научных дискуссий по проблемам философии и методологии современной педагогики, высказали поддержку инновационным исследованиям в области педагогической науки и педагогической практики. Было отмечено, что на психолого-педагогическом факультете университета созданы благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. В рамках кафедры педагогики работают четыре научно-исследовательские лаборатории: Педагогических проблем применения Интернет-технологий в образовании; Воспитания и дополнительного образования детей; Христианской (православной) педагогики; Мониторинга качества образования (совместно с ИМЦ Петроградского района); с 1995 года выходит электронный научно-педагогический журнал «Письма в Эмиссию. Оффлайн».

Двадцать лет назад университет приступил к реализации концепции непрерывного педагогического образования, были открыты первые программы магистратуры, создан НИИ непрерывного, а чуть позже НИИ общего образования. За это время коллектив кафедры аккумулировал богатый практический опыт, основанный на внедрении результатов научных исследований в образовательный процесс. Значимым является то, подчеркивали выступающие, что в настоящее время магистерские программы факультета и кафедры реализуются в партнерстве со многими вузами России и иностранными государствами, что позволяет обсуждать сложившийся опыт, особенно в преддверии нового этапа развития системы педагогического образования.

Выступающие отметили, что ориентация высшего педагогического образования на научно-исследовательскую деятельность, особенно на этапах подготовки магистрантов и аспирантов, делает научные дискуссии по проблемам методологии не только теоретически, но и практически значимыми. Формальный выбор методологии исследования нередко сужает рамки научного поиска и снижает влияние научных данных на педагогическую практику. Определенную тревогу в плане сохранения исследовательского компонента вызывает прикладная магистратура. Необходимо добиваться, чтобы усложнение современной педагогической практики стимулировало научно-теоретическую и методологическую активность исследователей всех уровней, в том числе и обучающихся в магистратуре опытных учителей.

Важно, по мнению ученых, приветствующих конференцию, свои исследовательские достижения представлять отечественному и зарубежному научному сообществу. Этому активно способствует научный электронный журнал «Письма в Эмиссию. Оффлайн», редакционный коллектив которого ставит перед собой задачу регистрации издания в Скопусе.

Полноценные приветственные выступления ученых задали достаточно высокую планку дальнейших обсуждений. В рамках конференции проходил научный семинар «Методологические ориентиры педагогических исследований», научная сессия «Магистрант: профессионал, исследователь, студент» и дискуссионная площадка «Современная магистратура: проблемы и перспективы».

Научный семинар «Методологические ориентиры педагогических исследований» был был посвящен 100-летию со дня рождения Ксении Давыдовны Радиной (1914 – 2010), доктора педагогических наук, профессора, основателя научно-педагогической школы, исследователя проблем истории педагогики, теории и практики воспитания, детского общественного движения. Видеопрезентация биографии Ксении Давыдовны, рассказ о ее педагогической и научной деятельности, напутственные слова, сказанные Ксенией Давыдовной на юбилейном заседании кафедры, придали началу семинара особый, нравственный накал. Особая ответственность ложилась и на выступающих – ведь все они были ученики Ксении Давыдовны, ее аспиранты, последователи, ее научная семья.

Каждое выступление сопровождалось тезисом, высказанным в многочисленных публикациях Ксении Давыдовны. В ее работах вновь и вновь находились слова, обостряющие научную дискуссию на семинаре.

Доклад Светланы Анатольевны Писаревой, заведующей кафедрой педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, в программе предварялся радинским тезисом: «Именно методологические основания дают возможность обозначить единство общего и особенного, которое реализуется в любом конкретном исследовании». Выступление было посвящено проблеме методологического самоопределения исследователя. Отмечалось, что перед современным ученым стоит ответственейшая задача выбора. Это выбор на уровне знакомства с многообразием современных методологических подходов, на уровне интериоризации полученных знаний, на уровне выбора такого (или таких) методологических подходов, которые помогут наиболее полно понять природу педагогического явления, раскрыть его современный смысл, найти новое знание. Именно глубоко продуманный и осознанный методологический выбор делает современное исследование истинно научным.

Елена Владимировна Титова (Санкт-Петербург) отталкивалась от тезиса К.Д Радиной о том, что «Само по себе изложение методологических оснований проводится достаточно грамотно и ничего не искажает, однако значение этого изложения в диссертационных работах это нередко дань моде, а не потребность в более высоком уровне конкретного исследования». В своем выступлении она подчеркнула, что современные научные исследования, действительно, нацелены на выбор какого-либо методологического подхода. Однако анализ диссертаций позволяет выделить такие негативные тенденции в выборе методологических подходов, как «случайный выбор», «номинальный выбор» и даже «неадекватный выбор». Некорректные обращения с методологическими подходами, в конечном счете, наносят вред, во-первых, науке, также как и любое некачественное исследование; во-вторых, самому исследователю, закрепляя в его научном опыте методологическую дезориентацию; в-третьих, другим исследователям. К которым попадет недоброкачественная работа, содержащая методологическую дезинформацию.

Выступление Светланы Алексеевны Расчетиной (Санкт-Петербург) было посвящено анализу роли антропологического подхода в педагогическом исследовании. Она убедительно доказала тезис, что «антропологическое измерение изначально присуще педагогике как области науки, обращенной к человеку» (К.Д. Радина); продемонстрировала изменения в антропологическом подходе в классический, неклассический и постнеклассический периоды научного знания. Особое внимание было уделено мысли, что постнеклассическая антропология предельно заостряет идею единичного, как явления абсолютно уникального, неповторимого. Это, в свою очередь, ориентирует исследователя на такие методы исследования, как интент-анализ, анализ высказываний человека, биографический метод. Антропологически ориентированные исследования позволяют выявить субъектную значимость происходящего, «нагруженность» личности ребенка переживаниями по поводу педагогической ситуации.

Зоя Ивановна Лаврентьева (Новосибирск) охарактеризовала в своем выступлении один из методологических принципов современного педагогического исследования – принцип холистического динамизма, суть которого заключается в том, что он помогает представить целостное, а не суммарное знание о педагогическом явлении; яснее определить характер включенности человека в педагогическую ситуацию; предвидеть, во что превратится это целое в будущем; показывает, как с ребенком необходимо взаимодействовать сегодня, чтобы двигаться с ним в завтра.

Доклад Сергея Викторовича Бобрышова (Ставрополь) был посвящен анализу методологических подходов в историко-педагогических исследованиях. Он отметил, что очень важно для каждого исследования предложить, во-первых, систему методологических подходов и, во-вторых, различать в ней базовые, парадигмальные и инструментальные подходы. Базовые подходы нацеливают ученого на соблюдение канонов научного мировоззрения, достижение объективности, парадигмальные детерминируются общественным развитием человечества, а инструментальные помогают решать частные исследовательские задачи.

В свободной дискуссии научного семинара обсуждались вопросы: является ли применение методологического подхода в исследовании обязательным; правомерно ли в одном исследовании применение нескольких методологических подходов; должен ли исследователь непременно выбрать методологический подход из уже обозначенных и принятых в методологии науки, или он может руководствоваться собственным подходом; как проявляется и обнаруживается применение того или иного методологического подхода в конкретном исследовании?

Научная сессия «Магистрант: профессионал, исследователь, студент» под руководством Татьяны Гелиевны Галактионовой обсуждала возможности влияния магистратуры на решение актуальных профессиональных проблем магистрантов; анализировала условия личностного роста магистрантов; осмысливали ресурсы сетевых магистратур; решала вопрос о том, как организовать магистерское исследование, чтобы оно приносило пользу самому магистранту, науке и работодателю.

Дискуссионная площадка обостряла проблемы магистратуры, предлагая провокационные доклады и вопросы. Выступление Пискуновой Елены Витальевны (Санкт-Петербург) и Николиной Веры Викторовны (Нижний Новгород) было посвящено дилемме: магистратура: продолжение академического образования или новая ступень в исследовательской подготовке. Андрей Андреевич Ахаян (Санкт-Петербург), Анжелика Николаевна Сазонова (Владивосток) и Светлана Александровна Коваль (Архангельск) предлагали порассуждать над тем, на что должны быть направлены программы магистратуры: на потребности науки или рынка труда. Свое видение дискуссионной проблемы «Прикладная магистратура: реальная перспектива развития педагогического образования или форма доучивания выпускника бакалавриата» представили Тряпицына Алла Прокофьевна (Санкт-Петербург) и Бойбородова Людмила Васильевна (Ярославль).

Руководители магистерских программ кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Е.Н. Глубокова, Т.Н. Носкова, А.Е. Бахмутский, Н.В. Примчук, И.В. Гладкая высказались по проблемам выбора: между информационной поддержкой студентов со стороны преподавателей или развитием их научного потенциала; между традиционным обучением или самостоятельным поиском магистрантами научных сведений; меду свободой выбора содержания образования или его строгой регламентацией. Каждое последующее выступление и дискуссии по их поводу все больше приближали участников конференции к всеобщему выводу о том, что не стоит актуализировать какой-то один аспект предложенных направлений выбора, а необходимо найти адекватное сочетание всех элементов организации обучения магистрантов, обозначенных в выступлениях ученых.

По тогам конференции был выпущен сборник статей, в которых более подробно и детально представлены результаты исследований в области методологии, истории и современности педагогического образования; перспектив и рисков педагогической магистратуры; опубликованы первые научные статьи магистрантов. Сборник адресован широкому кругу читателей: работникам высшей школы, преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам, магистрантам и учителям, осуществляющим опытно-экспериментальные исследования.

 

З.И.Лаврентьева

Новосибирск

Файлы: