ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА: АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

28 Апр 2014

19-20 февраля 2014 года в Новосибирском государственном педагогическом университет состоялась X  Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в образовании» в рамках реализации «Программы стратегического развития НГПУ на 2012-2016 гг.». Организаторами конференции выступили:Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Международная академия наук педагогического образования (г. Москва).

Главной целью конференции было обсуждение вопросов модернизации педагогического образования в контексте  новых требований  к педагогическому профессионализму. Содержание мероприятия вызвало значительный интерес, в ней приняли участие более восьмисот педагогов, психологов, руководителей образовательных организаций, аспирантов и студентов. Было заслушано более 70 докладов.  Изданный сборник материалов конференции включает 82 статьи российских специалистов, а также коллег из Казахстана, США, Японии, Германии, Израиля и Словакии.

На открытии конференции приветственную речь произнес ректор ФГБОУ ВПО «НГПУ» д-р биол. наук, проф. А.Д. Герасёв. С приветственным словом выступила начальник Главного управления образования мэрии г. Новосибирска Н.Н. Копаева. От Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области с приветственным словом выступил заместитель министра Д.А. Метёлкин.

Пленарное заседание открылось выступлением проректора по инновационной работе ФГБОУ ВПО «НГПУ» канд. пед. наук, доц. Н.В. Алтыниковой,  посвященным актуальным вопросам модернизации современного педагогического образования. Директор Городского центра развития образования, канд. пед. наук, доц. О.Н. Щербаненко выступил с докладом об основных показателях результативности работы педагогов муниципальной системы образования. Е.И. Артамонова, президент Международной академии наук педагогического образования (Москва), д-р пед. наук, проф., посвятила свое выступление инновационным аспектам педагогических парадигм современного высшего профессионального образования. Ф. Валькенхорст, д-р, проф. Кёльнского университета, факультета гуманитарных наук (Германия), рассказал о проблемах и тенденциях развития высшего и среднего образования ФРГ в контексте новых требований к профессионализму педагога. Е.В. Андриенко, д-р пед. наук, проф., рассмотрела вопросы обновления практической ориентированности подготовки педагога в системе высшего профессионального образования.

      В ходе конференции была организована работа восьми секций, посвященных обсуждению ключевых тенденций развития образования. 

 1.  «Управление образовательными системами в условиях модернизации» (рук. Н.В. Алтыникова, С.В. Кушнир, Т.М. Гозман, А.А. Шульга). В рамках проведения секции был организован семинар-практикум, посвященный стратегическому планированию развития образовательной организации. Выступила Н.В. Алтынникова (проректор по инновационной работе НГПУ, канд. пед. наук, доц.), представив основные подходы и рекомендации к разработке программ стратегического развития, а также опыт университета по стратегированию.  А.А. Шульга (начальник правового управления НГПУ, канд. пед. наук, доц.) акцентировал внимание участников на правовых аспектах стратегирования.  На секции также были рассмотрены вопросы: проектирования программ развития образовательных организаций в условиях нового законодательства; реализации государственных и региональных программ развития образования; возможности программы стратегического развития образовательной организации как средства привлечения дополнительного финансирования и др. Участникам семинара было предложено самим осуществить экспертную оценку ряда программ стратегического развития на основе разработанной организаторами критериальной матрицы.

  1. 2.  «Современные модели воспитательной деятельности» (рук. Т.А. Ромм, Н.Н. Киселев). Доклад Т.А. Ромм, д-р пед. наук, проф., был посвящен профессионализму педагога в современном социальном воспитании. Вопросы перехода от авторитарной к личностной модели воспитания,  рассмотрел С.В. Сопочкин (директор МБОУ «Лицей № 130» им. Академика М.А. Лаврентьева). Выступление канд. пед. наук, доц. Е.В. Гребенкина было посвящено копинг-механизмам преодоления конфликтов у педагогов и школьников. Г.С. Чеснокова, канд. пед. наук, доц., охарактеризовала специфику воспитательной деятельности в вузе на примере Института детства НГПУ. На секции также были рассмотрены актуальные вопросы:  развитие социального воспитания в различных образовательных организациях; возможности воспитательной работы в социальных сетях; современная система работы по духовно-нравственному воспитанию школьников в свете требований ФГОС;  реализация интерактивных форм в воспитании толерантности студентов педагогического вуза; проблемы формирования социальной ответственности подростков в школе и другие актуальные вопросы.
  2. 3.  «Компетентностный подход в современном педагогическом образовании» (рук. Н.А. Ряписов, Ю.В. Северина). Доклад проректора по учебной работе НГПУ Н.А. Ряписова, д-р экон. наук, проф.,  был посвящен проектированию и реализации образовательных программ прикладного бакалавриата при взаимодействии педагогического вуза с образовательными организациями СПО. Ю.В. Северина (начальник Учебно-методического управления, канд. пед. наук) раскрыла новые подходы к проектированию образовательных программ по подготовке педагогических кадров. На секции также обсуждались вопросы: содержания ООП, прикладного бакалавриата по УГН «Образование и педагогические науки»;  модели организации педагогической практики; формы и направления взаимодействия образовательных организаций при реализации ООП, направленных на подготовку педагогических кадров; механизмы привлечения работодателей к разработке, экспертизе и реализации ООП.
  3. 4.  «Педагогический профессионализм в реализации инклюзивного образования» (рук. А.Г. Ряписова, Т.Д. Яковенко.). Открыла секцию А.Г. Ряписова (канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой педагогики и психологии, директор научно-образовательного центра «Инклюзивное образование»), с докладом о подготовке кадров для инклюзивной практики в системе высшего профессионального образования. Л.И Дегтярева, директор НОУ СОШ «Аврора», председатель ассоциации частных школ г. Новосибирска, Е.Э. Петрова, канд. пед. наук, доц. раскрыли актуальные проблемы практики инклюзивного образования в условиях введения новых нормативных документов. А.Ю. Горбунова, канд. пед. наук, начальник научно-методического отдела инклюзивного образования ГАОУ ДПО НСО «НИПКиПРО», рассмотрела компетентностный подход как новую результативно-целевую основу становления профессионализма педагогов в сфере инклюзивного образования. На секции также обсудили вопросы использования здоровьесберегающих технологий на уроках в современной школе, проектирования индивидуально-образовательного маршрута как условия реализации эффективного обучении и воспитания ребенка с ограниченными возможностями, технологии арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ и др.
  4. 5.  «Современные образовательные технологии» (рук. А.Н. Дахин, Е.А. Яровая). А.Н. Дахин, д-р пед. наук, проф., представил в своем докладе содержание совместного с американским коллегой (Р. Коуэн) исследования открытого образования как феномена XXI века. На секции выступил Н.А. Пель, директор Института открытого дистанционного образования НГПУ, с докладом о современных технологических решениях в образовании.  Е.В. Попкова, главный специалист ИОДО НГПУ, охарактеризовала персональный сайт преподавателя как инструмент технологии электронного обучения. На секции также были рассмотрены вопросы: расширение дидактических возможностей УМК с помощью мультимедиа-приложений; эффективная организация самостоятельной работы как способа развития познавательного интереса учащихся;  системно-параметрические основания аудиовизуальной технологии обучения, а также организация проектной деятельности учащихся.
  5. 6.  «Организация досуга и дополнительное образование детей» (рук.  И.И. Шульга, Е.В. Лисецкая).  И.И. Шульга, д-р пед. наук, проф., руководитель научно-образовательного центра «Социально-культурная и педагогическая анимация», открыла работу секции с выступления, посвященного профессионализму педагога в организации детского досуга. Б.А. Дейч,  канд. пед. наук, доц., охарактеризовал развитие системы дополнительного образования детей в контексте социально-педагогических потребностей общества. Е.Г. Баландина, директор МАУ ДОЦ им. В. Дубинина, О.Л. Устинова,  директор НП «ЦАП «Зеленая улица»,  раскрыли современный взгляд на развитие профессионализма в условиях ДОЛ. Кроме того, участниками секции были обсуждены: вопросы организации досуговой деятельности детей в различных образовательных организациях; проблемы развития творческого и профессионального потенциала вожатых; раскрыт педагогический потенциал народной праздничной культуры и проанализированы некоторые другие проблемы.
  6. 7.  «Работа с девиантными и социально уязвимыми детьми в контексте идей пенитенциарной педагогики и психологии» (рук. Б.П. Морозов, Е.В. Гребенкин, Е.О. Шамшикова). На секции выступил Ф. Валькенхорст, д-р, проф. Кёльнского университета, факультета гуманитарных наук Департамента специального образования и реабилитации, кафедры воспитания и социальной работы (Германия), с докладом, посвященным особенностям уголовного наказания и перевоспитания несовершеннолетних в ФРГ. Е.О.Шамшикова, канд. психол. наук, доц.,  раскрыла актуальные проблемы и специфику подготовки психологов и педагогов пенитенциарной системы в современных условиях. Б.П. Морозов, канд. юридич. наук, зам. начальника ФКОУ ДПО СМУЦ ГУФСИН России по НСО,  актуализировал значение психологических и педагогических знаний в деятельности уголовно-исполнительной системы. В работе секции приняли активное участие педагоги, психологи и сотрудники пенитенциарной системы г.Новосибирска и Новосибирской области. Обсуждались проблемы профессионального образования по социальной работе в России: отечественный опыт и глобальные тренды; понятийно-категориальный аппарат пенитенциарной педагогики и ювенальной юстиции; профессиональная и социальная адаптация выпускников образовательных учреждений МВД России; педагогический профессионализм в пенитенциарной педагогике и другие темы.
  7. 8.  «Тьюторское сопровождение младших школьников в образовательных событиях» (рук. С.В. Кушнир, С.А. Степанов). В докладе С.В. Кушнир, канд. пед. наук, декан ФПК и ППРО ВПО «НГПУ», руководитель Регионального отделения Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), были раскрыты основные тьюторские компетенции учителя начальной школы. А.В. Любченко, А.В. Брагина (руководители Семейного центра «Научилус»), рассказали об опыте тьюторского сопровождения младших школьников в образовательных событиях. С.А. Степанов (эксперт МТА) охарактеризовал профессиональные открытия и новые запросы, связанные с проблематикой тьюторского сопровождения младших школьников в различных образовательных организациях. В работе секции также приняли участие представители образовательных организаций с обсуждением проблем тьюторского сопровождения.

В рамках конференции также были проведены мастер-классы по темам: «Коррекция детско-родительских отношений в системе современной профессиональной педагогической деятельности» (рук. Л.П. Жуйкова); «Анимационные технологии в деятельности современного педагога (арт-рефлексивный тренинг «В поисках потерянного времени»)» (рук. И.И. Шульга, А.Г. Сафонов, Т.В. Рюмина). В работе мастер-классов приняли участие школьные учителя, родители школьников, педагоги системы дополнительного образования, преподаватели вузов и студенты.

Работа секции и мастер классов транслировалась  онлайн режиме на сайте http://live.nspu.ru/videos/.

        На заключительном этапе работы конференции была отмечена значимость, актуальность и востребованность темы педагогического профессионализма в условиях постоянно меняющегося образования и обновления его нормативно-правовой базы.

       Участники конференции предложили в рамках деятельности научно-педагогической школы НГПУ создать систему критериального оценивания качества и результативности воспитательной работы в современной школе, а также осуществить научно-педагогический анализ наиболее эффективных моделей воспитательной деятельности  в  образовательных организациях г. Новосибирска и Новосибирской области на основе технологии бенчмаркинга для актуализации лучшего педагогического опыта и совершенствования педагогической практики студентов вуза.

       Ряд предложений затронул вопрос о расширении взаимодействия НГПУ с  вузами и колледжами РФ в рамках реализации модели развития сетевых образовательных программ, в том числе реализации программ дополнительного профессионального образования для специалистов сферы детского молодежного досуга и дополнительного образования детей на базе  научно – образовательного центра НГПУ «Социально – культурная и педагогическая анимация».

         Особое внимание было уделено инклюзивному образованию: НГПУ  было предложено расширить сетевое взаимодействие с вузами РФ, реализующими обучение студентов по профилю бакалавриата и магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования»,  в рамках направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» с целью обеспечения научно-методологического и учебно-методического сопровождения образовательного процесса, повышения качества подготовки профессиональных кадров для инклюзивной практики.  Кроме того, сотрудникам кафедр психологии и педагогики ИЕСЭН ФГБОУ ВПО «НГПУ», специалистам ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», НОУ COШ «Аврора»,  было поручено подготовить Письмо в Министерство образования и науки РФ о необходимости разработки подробного комментария к статьям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющего сущность и особенности организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

В качестве позитивного фактора было отмечено постоянно расширяющееся  взаимодействие психолого-педагогических кафедр НГПУ с зарубежными партнерами по проблемам подготовки бакалавров, специалистов и магистров для работы с девиантными детьми в современных условиях развития пенитенциарной психологии и педагогики.

Обращение участников конференции к Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области было связано с  решением задачи модернизации условий развития кадрового потенциала, для чего  предложено рассмотреть вопрос о включении ФГБОУ ВПО«Новосибирский государственный педагогический университет» в единую областную методическую службу, а  НГПУ - Факультету повышения квалификации и переподготовки работников образования,  разработать на основании кластерного подхода региональную модель повышения квалификации с учетом педагогических коллективов инновационных школ и учителей - победителей профессиональных конкурсов. 

Н.В. Алтыникова

                                             Е.В. Андриенко

Новосибирск